Уполномоченный Верховного Совета Украины по правам человека Валерия Лутковская открыла производство по делу адвоката Дениса Бугая. Также она обратилась к и. о. Генерального прокурора Украины с открытым обращением.
Она подчеркивает, что задержанный является адвокатом: «В связи с этим обращаю Ваше внимание на то, что законодательство об адвокатуре содержит специальные нормы, регламентирующие гарантии адвокатской деятельности и особенности осуществления задержания адвокатов». Так, в частности, согласно статье 23 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» орган или должностные лица, которые задержали адвоката или применили к нему меру пресечения, обязаны немедленно сообщить об этом соответствующий совет адвокатов региона. Следователю по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины Евгению Куценко, который осуществлял задержание, было достоверно известно о том, что Денис Бугай является адвокатом, то есть лицом, на которое распространяются гарантии адвокатской деятельности. Вместе с тем, следователь не уведомил Совет адвокатов г. Киева о таком задержании и объявления ему о подозрении.
О задержании адвоката Совету адвокатов г. Киева стало известно из средств массовой информации. Кроме того, он был задержан на основании статьи 208 УПК Украины по подозрению в совершении преступления, совершенного в период времени с 2009 года по 2013 год. При этом в протоколе задержания не приведены четкие основания задержания. Статья 208 УПК Украины предусматривает возможность задержания уполномоченным лицом подозреваемого лишь во время совершения преступления (покушения) или непосредственно сразу после его совершения. «Возникает вопрос о том , какое преступление было совершено адвокатом в аэропорту «Борисполь», когда он был фактически задержан», — обращает внимание омбудсмен.
При этом подчеркивается, что протокол о задержании как подозреваемого в совершении преступления был составлен только 21 марта 2014 года в 22.20 — через 17 часов после фактического задержания.